Жайлау как центр поминальной обрядности древних тюрков и казахов XVIII–XIX веков

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.69567/3007-0236.2024.2.157.179

Ключевые слова:

каменные изваяния, ас беру, кыпчаки, казахи, кыргызы, ошак

Аннотация

В статье всесторонне рассматривается и обосновывается идея о том, что казахская традиция проведения тризн (ас беру) и установка каменных изваяний в ранний период представляли собой одно обрядовое действие. На это указывает то, что места установки каменных изваяний совпадают с местами проведения тризн последующих веков. Эти места в степи встречаются в виде отдельных топонимов. Как обычно в народной памяти эти долины до сих пор ассоциируются с поминками и называются в честь того или иного усопшего – «очаг такого-то» (напр.: «Очаг Орманбета», «очаг Бектаса» и т.д.). Очаг – это то место, где во время поминок располагались «полевые» кухни, там же проводился убой домашних животных, ставились казаны и бесперестанно варилось мясо для гостей. В степи в некоторых местах до сих пор сохранились следы очага  в  виде  лунки  или  места,  обложенные  камнем.  В  статье  так  же  приводятся результаты  полевых  исследований  соответствующих  мест;  обобщены  традиции  и древние ритуалы, сопровождавшие тризну; рассмотрены элементы каменных изваяний с изображением посуды и утвари, свидетельствующие об их связи с древней традицией тризн, раскрывается их семантическое значение.

Биография автора

  • Орынбай Ж. Ошанов, Институт археологии имени А.Х. Маргулана

    старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Abishev, H. 1962. Aspan siri [Mystery sky]. Almaty: Qazaq memlettik sayasy baspasy (in Qazaq).

Ağybai tegı, M. (ed.). 1992. Aqjoltay Agybay batyr. Jezkazgan: Obltipografiya (in Qazaq).

Andreev, I. 1820. Kirgiz-kaysaki Bolshoy, Sredney i Maloy ordy po zapisyam Andreyeva, s dopolneniyami P.K. Frolova i izdatelya [Qyrgyz-qaisaqs of the Great, Middle and Small Horde according to Andreev’s notes, with additions by P.K. Frolov and the publisher]. In: Sibirskiy vestnik, 9–11 (in Russian).

Bronevskiy, S. 1830. Zapiski general-majora Bronevskogo o kirgiz-kajsakah Srednej ordy [Notes of Major General Bronevsky about the Qyrgyz-Qaisaqs of the Middle Horde]. In: Otechestvennyye zapiski [Domestic notes], 43 (124), 119–356 (in Russian).

Castagne, J.-A. 1910. Drevnosti Kirgizskoj stepi i Orenburgskogo kraja [Antiquities of the Qyrgyz steppe and Orenburg region]. In: Trudy Orenburgskoy Uchenoy Arkhivnoy Komissii [Proceedings of the Orenburg Scientific Archival Commission], 22 (in Russian).

Castagne, J.-A. 1911. Nadgrobnaja sooruzhenija kirgizskih stepej [Tombstone structures of the Qyrgyz steppes]. In: Trudy Orenburgskoy Uchenoy Arkhivnoy Komissii [Proceedings of the Orenburg Scientific Archival Commission], 26 (in Russian).

Castagne, J.-A. 2007. Drevnosti Kirgizskoj stepi i Orenburgskogo kraja [Antiquities of the Qyrgyz steppe and Orenburg region]. Second edition. Almaty: Dyke-Press (in Russian).

Chormanov, M. 2000. Qazaqskiye narodnyye obychai [Qazaq folk customs]. Qaragandy: Arko (in Russian).

Dosymbayeva, A. 2006. Zapadnyy Tyurkskiy kaganat. Kulturnoye naslediye Qazaqskikh stepey [Western Turkic Kaganate. Cultural heritage of the Qazaq steppes]. Almaty: Kompleks Publishing (in Russian).

Grach, A. 1961. Drevnetyurkskiye izvayaniya Tuvy [Turkic sculptures of Tuva]. Moscow: Izdatelstvo vostochnoi litetatury (in Russian).

Halid, Kurbangali. 1992. Tauarih hamsa: Bes tarih [Tauarikh hamsa: Five stories]. Trans. B.Totenayev, A.Joldasov. Almaty: Qazaqstan (in Qazaq).

Jurtbay, T. 2024. Qynanbai (Zhabir sultany). URL: https://abaialemi.kz/post/view?id=910 (accessed: 31.01.2024) (in Qazaq).

Kyzlasov, L. 1964. O naznachenii drevnetjurkskih kamennyh izvajanij, izobrazhajushhih ljudej [On the purpose of ancient Turkic stone sculptures depicting people]. In: Sovetskaya arkheologiya [Soviet archeology], 2, 27–39 (in Russian).

Levshin, A. 1832. Opisaniye kirgiz-kazachiikh, ili kirgiz-kaysatskikh ord i stepey [Description of Qirgiz-Cossack or Qirgyz-qaisaq Orda]. Vol. 3. Saint Petersburg: Karl Kray Publisher (in Russian).

Lipkin, S. et al. (trans.). 2004. Manas: Velikiy pokhod. Kyrgyzskiy epos [Manas: The Great March. Qyrgyz epic]. Bishkek: Sham (in Russian).

Margulan, A. 1985. Ejelgi jyr, anyzdar: gylymi-zertteu makalalar [Ancient poems, legends: Research articles]. Almaty: Jazushi (in Qazaq).

Margulan, A. 2007. Ūlytau töñıregındegı tas müsınder [Stone sculptures around Ulytau]. In: Margulan, A. Shygarmalary [Works]. Almaty: Alatau, vol. IV, 221–274 (in Qazaq).

Narody Rossii. Kirgizy. Jetnograficheskie ocherki [Peoples of Russia. Qyrgyz. Ethnographic essays]. 1879. St. Petersburg: Tipografija tovarishhestva «Obshhestvennaja pol'za» (in Russian).

Radlov, V. 1989. Iz Sibiri. Stranitsy dnevnika [From Siberia. Diary pages]. Moscow: Nauka (in Russian).

Rudenko, S. 1953. Kultura naseleniya Gornogo Altaya v skifskoye vremya [Culture of the population of the Altay Mountains in the Scythian period]. Moscow: Leningrad: Izdatelstvo AN SSSR (in Russian).

Rychkov, N. 1772. Dnevnyye zapiski puteshestviya kapitana N.Rychkova v Kirgis-kaysatskoy stepi 1771 godu [Day notes of the voyage of captain N.Rychkov in the Kirgis-Kaisak steppe in 1771). Saint Petersburg: Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk (in Russian).

Sharipov, S. 1982. Baganaly elinin jayi [The situation in the country of Baganaly]. In: Shygarmalar jinagy [Collected Works]. Vol. 2. Almaty: Jazushi (in Qazaq).

Sher, Ya. 1966. Kamennyye izvayaniya Semirechiya [Stone sculptures of Semirechye]. Moscow; Leningrad: Nauka (in Russian).

Shombal-Kukashev, R. 2001. O simvolike starinnogo kazahskogo pominal'nogo rituala «tuje sheshu» [About the symbolism of the ancient Qazaq funeral ritual “tuye sheshu”]. In: Qazaqtyn adet-guriptari men salt-dasturleri: otkendegisi jane bugini [Qazaq customs and traditions: past and present]. Almaty: Gylym, 351–373 (in Russian, Qazaq).

Smagulov, E. 2019. Qazaqtyn as beru dasturi: aleumettik-sayasi retteushilik qyzmeti [Qazaq

commemorative feast (as) social and political function (basis sources of the 18–19 centuries)]. Nur-Sultan: Altyn kitap (in Qazaq).

Venyukov, M. 1868. Puteshestviye po okrainam russkoy Azii i zapiski o nikh [Travel to the outskirts of Russian Asia and notes about them]. Saint Petersburg: Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk (in Russian).

Walikhanov, Sh. 1985. Sledy shamanstva u kirgizov [Traces of shamanism among the Qyrgyz]. In: Sobraniye sochineniy: v pyati tomakh [Collected works in five volumes]. Vol. 5. Alma-Ata: Glavnaya Redakcia Qazaqskoi Sovetskoi Entsiklopedii (in Russian).

Yermolenko, L. 2004. Srednevekovyye kamennyye izvayaniya Qazaqstanskikh stepey [Middle-century stone sculptures of Qazaqstan steppes]. Novosibirsk: Institute Archeology and Ethnography (in Russian).

Zeland, L. 1885. Kirgizy (etnologicheski ocherk) [Qyrgyz (ethnological sketch)]. In: Zapiskiy zapadno-sibirskogo otdela Russkogo Geograficheskogo Obcshestva [Zapiskiy of the West Siberian Department of Russian Geographical Society], 7 (2), 1–78 (in Russian).

Загрузки

Опубликован

2024-06-25

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Жайлау как центр поминальной обрядности древних тюрков и казахов XVIII–XIX веков. (2024). Qazaq Historical Review, 2(2), 157-179. https://doi.org/10.69567/3007-0236.2024.2.157.179

Похожие статьи

11-20 из 22

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 > >>